ОЦЕНКА УЩЕРБА
АВТОМОБИЛЯ
ПОСЛЕ ДТП

AutoConsulting AutoConsulting AutoConsulting

Новости компании

08.11.2017
Новые правила движения по кругу
Водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по круговому перекрёстку.
20.10.2017
Новый регламент ГИБДД
Сегодня, 20 октября 2017, вступает в силу новый регламент работы ГИБДД.
14.10.2017
Отозвана лицензия
Страховая группа "УралСиб" лишилась лицензии на работу с ОСАГО.
01.10.2017
Изменения в закон об ОСАГО с сентября 2017
С 25 сентября 2017 прямое возмещение убытков работает и для ДТП с более чем двумя участниками.
31.08.2017
Отозвана лицензия
У страховой компании "Московия" отозвана лицензия на несколько видов деятельности.

Закон РФ "О защите прав потребителей" на ОСАГО не распространяется

После того, как был принят закон, обязывающий всех владельцев транспортных средств страховать гражданскую ответственность, увеличилось количество исковых заявлений от автовладельцев на страховые компании. Причина – неисполнение или ненадлежащее исполнение страховыми компаниями своих обязательств перед застрахованными в компании лицами, а именно – задержка выплат страховой компенсации. По Закону «О защите прав потребителей» страховые компании обязаны выплачивать неустойки за задержку страховых выплат по каждому страховому случаю в размере 3% за каждый день просрочки, а это – 1095% годовых, что в целом почти в сто раз перекрывает нынешний уровень инфляции, в итоге, при удовлетворении судом иска страховщик должен был бы выплатить сумму, вдвое больше той, которая подлежит взысканию. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что действие этого закона не распространяется на ОСАГО. Эту ситуацию и прокомментировал по просьбе ИА REGNUM президент страхового холдинга Prime Insurance, член Комитета по общему законодательству Всероссийского Союза страховщиков, Никита Исаев. По его словам, согласно утверждению Президиума Верховного Суда РФ, Закон «О защите прав потребителей» на ОСАГО не распространяется, так как правовые отношения между страховой компанией и застрахованным лицом регулируются законами и Гражданским кодексом РФ об отдельных видах страхования, что было указано в Приказе МАП РФ от 20 мая 1998года. Для обоснования выводов, указанных в приказе, были выдвинуты следующие аргументы:

- страховая компания осуществляет свою работу в соответствии с заключенными между ней и застрахованным лицом договорами;

- в страховом договоре указывается, что выплата возмещения проводится только после наступления страхового случая и только тогда, когда будет проведена автоэкспертиза после ДТП, в течение определенного срока;

- в случае окончания срока действия договора страхования, и не наступления страхового случая в течение всего срока действия договора, со стороны страховой компании будет считаться, что обязательства, указанные в договоре, компанией были исполнены, несмотря на то, что не имела места выплата страхового возмещения.

В данном случае предмет договора – оказание компанией страховых услуг, что регулируется главой 48 Гражданского кодекса РФ «Страхование» и специальным законом о страховании. 28 апреля 2004года Приказ МАП РФ был рассмотрен и одобрен Верховным Судом РФ. В главе 48 ГКРФ содержатся правовые нормы, которые регулируют права потребителей по договорам подряда при оказании услуг или выполнении работ. Договор страхования составлен таким образом, что к нему не применимы правовые действия, предусмотренные третьей главой Закона РФ «О защите прав потребителей». К отношениям компании и страховщика и застрахованного лица, заключившим договор страхования, могут применяться только общие правила Закона РФ «О защите прав потребителей», а именно:

- права застрахованных лиц на получение информации;

- о возмещении морального ущерба;

- об освобождении от уплаты госпошлины и об альтернативной подсудности.

Все остальное, что касается правовых аспектов вследствие нарушений обязательств, указанных в договорах страхования, регулируется законодательством по вопросам страхования и Гражданским кодексом РФ.

Согласно главы 48 Гражданского кодекса РФ и Закона «Об организации страхового дела в РФ», страховая компания не может привлечься к ответственности за несоблюдение условий страхового договора, что предусмотрено в Законе «О защите прав потребителей», так как этот закон не распространяется на регулирование правовых отношений между страховщиком и застрахованным лицом. В данном случае применяются нормы Гражданского кодекса РФ (глава 25 ГК РФ), которыми и устанавливаются общие условия ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств страховой компанией перед застрахованным лицом.

В июне этого года Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел детально оба закона: Закон об ОСАГО и Закон «О защите прав потребителей». Это два совершенно разных закона, один из которых регулирует отношения, направленные на удовлетворение бытовых, личных или семейных нужд (Закон «О защите прав потребителей»), а другой закон – Закон об ОСАГО – разработан с целью защиты имущества, здоровья и жизни третьих лиц в случае ДТП. Исходя из этого, в случае задержки выплаты по ОСАГО страховой компанией (а назначается выплата только после того, как будет проведена автоэкспертиза после ДТП с результатами всех необходимых в данном случае заключений), истец, согласно ст.395 ГК РФ, вправе рассчитывать на неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка РФ, а не 3% за каждый день просрочки, которая будет выплачена в денежной форме.

 

Читайте также на сайте: